· Радикально снизилась утилитарная функция собак и кошек. По данным Mars Petcare, в 1999 году 79% из тех россиян, у кого еще не было кошки, считали, что главная причина для её заведения, — ловля мышей и крыс; в 2003-м — 31% полагали, что собака должна работать (охранять территорию, исполнять другие специфические задачи); в 2017 году лишь 16% владельцев ожидали от своих собак исполнения «трудовых обязанностей».
· Изменилось само восприятие домашних животных, в особенности собак. Сегодня 83% владельцев кошек и 76% владельцев собак готовы назвать своего питомца членом семьи, другом и даже ребенком. В 1999 году эти показатели были 72% и 40% соответственно.
· Люди стремятся больше времени проводить с питомцами: ходить вместе в кафе, ездить в поездки, отмечать особые праздники. Примерно в пять раз за последние два года выросло количество поездок с домашними питомцами в Яндекс.Такси.
· Кормление как основа ответственного отношения к домашнему животному становится более осознанным. По данным Mars Petcare, новые привычки в кормлении своих питомцев россияне стали приобретать в последние 10-15 лет, все чаще отдавая предпочтение сбалансированным полнорационным кормам. Эти два качества (сбалансированность по составу и полнорационность) практически труднодостижимы в кормлении едой «со стола» или едой, приготовленной в домашних условиях.
· Немалое значение приобретает и фактор экономичности готовых кормов. Их стоимость в сравнени с приближенной по составу и сбалансированности домашней едой существенно ниже. По расчетам компании, стоимость кормления собаки среднего веса (до 10 кг) сухим кормом (расчет произведен на примере сухого полнорационного корма для собак PEDIGREE) в 3-4 раза дешевле кормления едой со стола.
При этом владельцы становятся более грамотными и разборчивым: по данным Яндекс.Маркета, они проявляют большой интерес к специализированным рационам: 62% подбирают корм с учетом размера питомца, 16% отдают предпочтение кормам для животных с аллергией, 11% — холистикам. 93% кормов для собак, которые выбирают пользователи на Яндекс.Маркете, — это сухие корма в больших упаковках.
Широкое проникновение цифровых технологий не обошла стороной владельцев и их животных, вдохновив появление новых мобильных сервисов. Так, по данным Яндекс.Маркета, владельцы собак пользуются услугами доставки кормов по подписке, поиском персонала для выгула собак, передержкой и даже электронными «службами знакомств». При этом почти 68% владельцев собак показывают питомцев ветеринарному врачу чаще одного раза в год.
Удивительно, но Россия – кошачья страна. Котиков почти вдвое больше, чем собак: 33,7 млн и 18,9 млн соответственно. По данным Mars Petcare, Россия занимает 3-е место в мире по числу домашних кошек и 5-е — по числу собак. Большая часть популяции живет в сельской местности, и именно там происходит ее основной рост.
Особенностью является то, что 37% кошек в России никогда не выходили на улицу, а 62% собак — живут на улице и не заходят в дом. При этом, каждая вторая собака в России беспородная (51%); у кошек представители смешанных пород в подавляющем большинстве (76%). В числе самых популярных пород кошек в России — британская короткошерстная, сиамская и сибирская; у собак — немецкая овчарка, той терьер и йоркширский терьер.