Коты летят!
О необходимости изменения правил рассказал Михаил Галин, владелец кота Виктора, благодаря которому проблема авиаперевозки домашних животных получила в нашей стране такой широкий общественный резонанс.
В этой области в России существуют проблемы, и это трудно отрицать. Но уже наблюдаются некоторые положительные изменения. В частности, авиакомпания S7 изменила лимит по весу для домашнего питомца, перевозимого в салоне самолёта, и теперь он составляет не 8, а 10 кг. Символично, что первым, кто этим воспользовался, стал кот Виктор, прилетевший в Москву на выставку «Кэтсбург». Михаил Галин отметил, что эта первая маленькая победа стала возможной после привлечения внимания общественности и выразил надежду, что следующие шаги будут уже закреплены на законодательном уровне, а не в рамках правил отдельного авиаперевозчика.
По его словам, инициативная группа уже подготовила ряд предложений и направила их на рассмотрение в Минтранс и Государственную Думу. Михаил особо подчеркнул, что эти поправки не выглядят как манифест: «Мы ничего не требуем. Мы видим, где можно улучшить ситуацию и предлагаем как это можно сделать, учитывая интересы разных категорий пассажиров, в том числе страдающей аллергией на животных». Вот некоторые предложения, озвученные Михаилом:
– приравнять вес перевозимого животного к весу ручной клади;
– при покупке билета внести обязательное поле для пассажиров с аллергией, что позволит авиаперевозчику разместить таких людей на безопасном расстоянии от пассажиров с животным;
– разрешить пассажиру приобретать место в салоне для своего питомца;
– рассмотреть возможность пассажиру доплачивать за минимальный перевес питомца;
– обеспечить приоритетную погрузку/выгрузку контейнеров с животными, летящими в багажном отсеке, и прочее.
Хозяин кота Виктора подчеркнул, что авиатранспорт предназначен в первую очередь для обычных пассажиров и только потом уже для пассажиров с животными – и все предложения это учитывают.
О законодательном аспекте проблемы рассказал Илья Зотов, председатель Общероссийского объединения пассажиров. По его словам, в Минтрансе состоялось заседание рабочей группы по данному вопросу, что стало уже неким прецедентом, потому что до последнего момента не было уверенности, что авиакомпании примут участие в обсуждении. Все предложения, которые озвучил Михаил Галин, уже прорабатываются российскими авиакомпаниями – с точки зрения технического применения и Министерством транспорта – с точки зрения внесения возможных изменений на законодательном уровне. Но, к сожалению, позиция «Аэрофлота» осталась неизменной. Авиаперевозчик категорически отказывается менять правила и вносить в них какие-либо поправки. Это официальная позиция компании.
Кроме того, Общероссийское объединение пассажиров будет добиваться введения материальной ответственности за гибель домашнего животного или получения им телесных повреждений во время перевозки. По мнению Ильи Зотова, компенсация в 1 млн рублей за гибель питомца – это адекватная сумма, которая заставит авиакомпанию более ответственно относиться к своим обязанностям. Всего на рассмотрение было отправлено порядка 20 предложений, и своё решение по ним участники обсуждения должны принять к 1 апреля 2020 года.
Точку зрения ветеринарного сообщества озвучил президент Ассоциации практикующих ветеринарных врачей России Сергей Середа. Он поддержал инициативу о пересмотре правил транспортировки домашних животных, отметив при этом, что данный вопрос имеет две стороны медали и, наряду с авиаперевозчиком, ответственность за питомца несёт и его владелец. Для животного любая поездка или перелёт – это стресс, поэтому, прежде чем отправляться в путешествие, нужно проконсультироваться с ветеринаром и, по возможности, заблаговременно приучить питомца к переноске.
Певица, актриса, теле- и радиоведущая, советник губернатора Московской области по работе с безнадзорными животными Илона Броневицкая, которая уже больше десяти лет занимается зоозащитной деятельностью, поделилась своим личным опытом, связанным с авиаперевозкой собак. По её словам, ситуация с транспортировкой животных в разных странах отличается, но везде существует человеческий фактор. И, отправляя питомца в багажный отсек, хозяин всегда волнуется, например, насколько добросовестно будут выполнять свою работу грузчики в аэропорту отправления и прибытия, и не причинят ли их действия вреда животному. Поэтому возможность взять питомца в салон – это очень важно.
Судья международной категории, член государственной комиссии по аттестации грумеров, заводчик Надежда Румянцева выступила от лица многих заводчиков породистых кошек, которые знают об этой проблеме не понаслышке, так как часто принимают участие в различных выставках и других фелинологических мероприятиях по всему миру. По её словам, после истории с котом Виктором авиакомпании усилили контроль за животными при посадке на самолёт и даже ведут фотофиксацию процесса взвешивания. Она констатировала, что это сильно усложнит жизнь недобросовестных курьеров, которые занимаются перевозкой породистых питомцев.
Подводя итог пресс-конференции, генеральный директор ИИЦ «Зооинформ», главный редактор журнала «Зообизнес в России» Татьяна Катасонова сказала, что организаторы были заинтересованы в конструктивном обсуждении проблемы и приглашали к дискуссии представителей авиаперевозчиков и Минтранса, но, к сожалению, они не сочли возможным посетить мероприятие.
Инициативная группа намерена продолжать свою работу и довести её до логического решения, которое устроит все заинтересованные стороны.